Титаник XXI

Почти век назад произошло крушение пассажирского лайнера Титаник. Погибла тысяча людей.
Но их гибель была далеко не единственным уроком этой трагедии. И далеко не самым важным.
Погибло представление о безопасности.
О том, что в каюте 1-го класса лучше, чем в каюте 2-го. О том, что спасательных лодок достаточно столько, сколько умещается вдоль борта без ущерба для пейзажа.  О том, что по сигналу SOS подоспеет помощь…

Прошло почти 100 лет.
В пятницу вечером, в 19 часов из Москвы в Петербург отправился «Невский экспересс».
Точнее — отправились люди. Это очень важно!
Эти люди не отпросились с работы, чтобы выехать более дешевой «Авророй» в 16 часов. Эти люди не поехали еще более дешевым ночным поездом, потому что хотели провести еще один вечер со своими близкими, друзьями, коллегами. Эти люди достаточно зарабатывали, чтобы позволить себе сделать именно такой выбор. Наверняка они платили немаленькие налоги и надеялись, что на эти средства государство развивает транспорт, медицину, безопасность.

Итак, в 19 часов пятницы один из самых фешенебельных поездов России отправился в путь между двумя самыми фешенебельными городами России. Городами, чьи жители искренне считают, что такого уровня поезда ходят по всей стране. Что так, как они, — живёт вся страна. Выбирает себе высокооплачиваемую работу по принципу «поближе к дому» и стоматологическую клинику по принципу «симпатичные медсестрички». На каждые длинные выходные берет еще пару отгулов и уезжает с семьей в Египет.

Но ужас ситуации состоял в том, что уже через 2 часа фешенебельный «Невский экспресс» оказался в глубокой провинции. Собственно, он оказался в России. В той среднестатистической России, о которой жители фешенебельных городов имеют мало представления. В той России, которую срочно надо менять, несмотря на всё возрастающую доступность ипотеки в Москве и Питере, рост интереса инвесторов и прочую ерунду.
А я уверен, что в 21-37 такие вещи казались пассажирам «Невского экспресса» сущей ерундой. Потому что именно в это время произошло крушение.

Точнее — оно началось в это время. Потому что крушение, о котором я говорю, продолжается до сих пор.

Почти час люди дожидались хоть какой-то помощи. Проводницы собирали обезболивающее у одних пассажиров, чтобы отдать их другим. В полной темноте уцелевшие вытаскивали раненых наружу.
Почему аптечка в вагоне рассчитана на нескольких человек, а не на 60? Почему в вагоне нет копеешных китайских фонариков на случай экстренной остановки в такой вот местности?

Официальные средства информации сетуют на проблемы со связью, которые не позволили оперативно вызвать подмогу. Не буду задавать риторический вопрос о спутниковых телефонах и прочих благах цивилизации, которые должны были быть в поезде. Но у РЖД есть такая специальная программа, отслеживающая местоположение состава. Что — остановка «Невского экспресса» никого не заинтересовала из дежурных специалистов?

Однако, подмога всё же была вызвана.
По сообщению главврача Валдайской больницы, к месту катастрофы выехали 3 (!) машины «скорой». Бедную женщину, конечно, уволят за такое заявление. Хотя стоило бы уволить «главврача» государства.
Но вот к месту крушения прибыло МЧС. Не зря всё-таки пассажиры поезда №166 платили налоги. Или…
Раненых отправляли в местные больницы (у которых лекарств немногим больше, чем машин «скорой») и — в Петербург поездом!
Во-первых, почему в Петербург? Из Тверской области можно было отправлять и в Москву. Во-вторых, почему поездом? У МЧС нет вертолетов, которые должны были преодолевать такое расстояние за час? А если нет, то что в этот момент делала наша доблестная армия, в таком изобилии представленная гарнизонами вокруг фешенебельных городов? Учила устав? Или повторяла присягу? Там что-то есть про защиту людей. А люди в это время в полной темноте истекали кровью на железнодорожной насыпи.

В это время ТВ показывало конференцию МЧС. Новое оборудование позволяет вещать видео из разных регионов. Шойгу был очень обеспокоен тем, что нет картинки с места происшествия. Еще бы — деньги вбухали, а картинки нет. Хотя по идее деньги надо было вбухивать раньше. В те же видеокамеры. Но не МЧС, а МПС. Потому что скоростная дорога — это прежде всего инфраструктура, стоящая миллионы, миллиарды долларов. И там нужна охрана, видеонаблюдение, свет, автоматический контроль и т.д. А когда по железнодорожному полотну гуляют то козы, то отморозки со взрывчаткой — приходится тратиться на видео МЧС. Интересно, что думает об этом замдиректора скоростных дорог РЖД, актриса Александра Яковлева? Или в этой ее «новой роли» таких слов не написано?

(Вообще, вопрос с безопасностью на транспорте поставлен странно. В здание аэропорта даже провожающему не войти с банальным перочинным ножом. Хотя речь идет о нескольких сотнях людей, садящихся на несколько авиарейсов.
В здание железнодорожного вокзала можно спокойно войти с ядерной боеголовкой. Хотя речь идет о многих тысячах пассажиров).

ТВ с упорством продолжало показывать утвержденные «сверху» новости. Был очень заметен временной разрыв между реальным развитием событий и утверждением новостей о них. В остальном субботний вечер на экране телевизоров складывался, как обычно. «Ледниковый период» начался вовремя. Несмотря на то, что в стране стало минимум на 26 зрителей меньше. Но я начинаю к этому привыкать, потому что во время аварии на Саяно-Шушенской программу тоже не меняли. И траур объявили только в Хакассии. Где объявят теперь? Валдай? Бологое?

Именно там сейчас зияет черная дыра на карте России.
Холодная, предзимняя темнота, в которую ушел «Невский экспресс».
Ушел вместе с десятками жизней и представлением о том, что хоть где-то у нас в стране есть безопасность и благополучие.

Поделиться в соцсетях:

Добавить комментарий

© 2024 [евгений] ехилевский